Перейти к содержанию
Maxim

Экспедиция Школы Магии Атлантида в Тибет. Август - сентябрь 2012 г.

Recommended Posts

Балалаев С. «Тибет-Кайлас. Священные долины».

На перевале знающие па­ломники обычно ищут знаки, которые поведали бы о гряду­щем. Важная примета - появ­ление черного ворона. Вни­мательно следят, как птица приземляется. Если это проис­ходит спокойно и сопровожда­ется приятным для слуха зву­ком, издаваемым птицей, то остаток пути должен пройти без затруднений. Если же во­рона садится резко и издает резкие звуки, это сулит опасность. В этом случае следует совершать специальные долгие ритуалы, чтобы «прогнать» плохое предзнаменование. Курение фимиама - другой способ получить послание-предзнаменование. Для положи­тельного результата огонь должен разгореться быстро и затем гореть сильно, с прият­ным потрескиванием. Если дым поднимается прямо вверх, это расценивается как очень благоприятный знак. Обратные признаки предвещают неясное будущее.

Самая милосердная традиция - это традиция «тшетар». Животных, предназначен­ных для бойни (яки, овцы и т.д.), освобождают и ведут на перевал. По завершении коры этих животных не убивают, а хорошо заботятся о них до тех пор, пока они не умрут естественной смертью. Чтобы каким-то образом пометить, что они совершили обход вокруг Кайласа, на шею такого животного повязывают цветной шнурок, а к ушам иног­да прикрепляют красные кисточки.

На поверхности одного из углов Пхаванг Мебар есть ряд выемок. Паломники берут камень и бьют по этим выемкам, стараясь сделать их ещё глубже. В ходе этого действия они представляют, что оставляют свои грехи в камне, а взамен получают хорошую кар­му и жизненную энергию.

Ниже перевала, по правую руку, находится священное озеро с молочно-зелёной водой Йокмо Цо или Тукдже Дзингбу, Озеро Сострадания, которое расположено на 50-60 м ниже тропы. Индийцы называют его Гаури Кунд (Гаури - Светлая, одно из имен супруги Шивы - Парвати). Распростертое на высоте 5566 м, оно является одним из самых высокогорных озёр в мире. Йокмо означает - Служанка. Об этом месте существует такая легенда. Однажды служанка из богатой семьи после запретной любовной связи родила мальчика. Она понесла ребенка к Кайласу, но по пути захотела напиться этого озера. По неосторожности ребёнок выскользнул у нее из рук, упал в воду и утонул. Убитая горем служанка оставалась здесь ещё много дней, и все время смотрела поверхность озера. Наконец на камне рядом с ней появилось сообщение. На самом деле её ребёнок был божеством и просил её не волноваться, но совершить 13 кругов вокруг горы, а затем вернуться домой, только уже обновленным человеком. Этот небольшой камень, густо намазанный маслом, до сих пор стоит здесь. Паломники совершают обход вокруг озера, но, в отличие индийцев-паломников, тибетцы окунаются в озеро. Они считают погружение в озеро осквернением священной воды. Вместо этого они выполняют омовение - ритуал, называемый «трусол», предназначенный для очищения и посвящения.

Тибетцы бросают в воду освященные шарики и читают очистительные мантры. После этого паломники набирают из озера немного воды и брызгают себе на голову. Чтобы было легче унести воду домой, они смешивают её с землей, а затем формируют из получившейся смеси небольшие шарики.

Протяженность озера в длину - 108 м, а в ширину - 70 м. Если продлить прямую линию, вдоль которой вытянуто это озеро, то она ровно через 6 км упрется в начало юго-восточного плеча Кайласа.

К северо-востоку от озера стоит гора Такго (Голова Тигра). Говорят, что она напоминает голову тигра с топором. Этот топор использовал Шинджи - Царь Смерти, a гора являет собой одно из множества посланий царя Шинджи.

Продолжение следует …

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Балалаев С. «Тибет-Кайлас. Священные долины».

Спуск на юго-запад от Дролма Ла идет по одной из нескольких каменистых и крутых параллельных троп, ведущих к восточному подножию перевала. Крутое нагромождение громадных острых камней с резким сбросом высоты отнимает не менее часа. Через 3 км тропа достигает русла долины реки Лхам (Лхам Чакир) Чу, 420 м ниже перевала. Здесь путников ждёт зелёная долина реки Лхам Чу, опоясывающая Кайлас с востока. В этом месте довольно много живописных травянистых лугов, и потому отдых здесь очень приятен... Верховья реки Лхам Чу, что на севере, называют Тселунг. Здесь находит перевал Тсемо Ла, а недалеко от него - перевал Тсети Ла, ведущий к истоку реки Инд. Тсети - это древнее имя местности, где проходят эти два перевала.

Продолжение следует …

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Балалаев С. «Тибет-Кайлас. Священные долины».

5.1.3. Восточная долина

У подножия Дролма Ла, вблизи каменной хижины, стоит большой камень, называемый Шабдже Драктхок. Его основание окружает множество камней поменьше, положенных бесчисленными паломниками, которые также взбираются на вершину Шабдже Драктхок, чтобы оставить свои нехитрые приношения. На его поверхности можно видеть чудесным образом появившиеся Шесть Слогов и отпечаток ноги самого Будды. На близлежащем камне, по легенде, видны следы ног Миларепы и Наро Бончунга. Это место, где они встретились, обходя Кайлас в противоположных направлениях.

Продолжение следует …

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Балалаев С. «Тибет-Кайлас. Священные долины»

Позади камня расположена пещера, в которой, согласно преданию, медитировал Миларепа. На её глубинной стене есть нерукотворное изображение свастики (юнгдрунг), знака Ом и трёх отпечатков большого пальца руки Миларепы. Как говорит легенда, Готшангпа превратился в птицу и сел на вершину камня, когда Миларепа медитировал внутри пещеры. Затем он вновь вернулся в тело человека и поздравил поэта-мистика с победами над Наро Бончунгом. Было подтверждено, что Миларепа является неоспоримым хозяином Кайласа...

Продолжая двигаться на юг по долине Лхам Чукир, большинство паломников следует по западной тропе вдоль реки. Но можно предпринять поход по более сухому, восточному берегу, откуда Кайлас виден лучше. В любом случае, это уже спуск с холма, потому он намного легче восхождения. Долина, с её округлыми склонами, выглядит значительно скромней и впечатляет меньше, чем её аналог - долина Лха Чу, что к западу от Дролма Ла.

Гора Тсеринг Ченга с пятью пиками - возвышается на востоке. Она является обителью пяти сестер, которым Миларепа доверил охранять Кайлас.

С левого берега реки частично уже просматривается Восточное Ледяное Лицо священной горы. Оно предстает перед вами крутым пиком, возвышающимся над окружающими склонами. Ледники окутали его матовым белым саваном. Здесь находит­ся третье священное место для простираний (Чактсал Ганг). Оно лежит в получасе ходьбы от подножья перевала, с которого открывается поистине замечательный вид на восточную грань Кайласа. Долина реки Кхандро Санглам находится в этом месте с западной стороны. По ней проходит тропа коры Тайный путь Дакини через одноимен­ный перевал.

К югу от Чактсал Ганг можно достичь устья долины Менлунг Чу, которая открыва­ется по правую руку (на запад). Поблизости есть камень с отпечатком ноги Будды-Це­лителя (Менлха Шабдже), который чудесным образом появился здесь. Неподалеку - другой камень, известный как Мен Кхук - Медицинская Сумка Будды-Целителя. Па­ломники совершают обход вок­руг этого места и скалывают кусочки камня, чтобы забрать их домой. Говорят, что их стой­кий медицинский запах про­питывает все вокруг. Тибетцы верят, что воды Менлунг Чу обладают целебными свойс­твами, особенно хорошо изле­чивая заболевания желудка. В самой долине - множество ле­чебных трав и минералов. От­сюда же отрывается чудесный вид на северный склон, подни­мающийся к священному пику Сангье Тонгку Потранг (Дво­рец Тысячи Образов Будды).

За огромной пирамидоподобной горой с прямолинейными слоями-террасами в реку Лхам Чу впадает Топчен Чу. По долине этой реки обычно возвращаются паломники, посетившие истоки Инда. От места слияния этих рек до монастыря Зутрул Пхук остается совсем немного - чуть более километра.

Монастырь Зутрул Пхук (4838 м) стоит на правом берегу реки Зонг Чу (это местное название реки Лхам Чукир Чу после впадения в нее Топчен Чу). Вокруг - множест­во молитвенных камней и пирамид с высеченными мантрами. Также поблизости вид­ны разрушенные чортены, а вдоль склонов - множество пещер для медитации. Русло долины покры­вает множество длинных, искусно сделанных молитвенных стен. Ле­том индийские паломники разбива­ют палатки на травянистом лугу.

Над входом в монастырь под­вешено множество овечьих костей с вырезанными мантрами. Позади них - дукханг. На алтаре - камен­ные реликвии, на каждой из кото­рых имеется по самообразовавшемуся отпечатку ноги. Они принадлежат Готшангпе, Карнапе и Миларепе. Также здесь есть принадлежавший Миларепе трезубец Миле Чангкха. Этот трезубец и каменная статуя Миларепы (внутри пещеры Зутрул Пхук) являются наиболее почитаемыми реликвиями монастыря. Трезубец вырезан из цельного камня и датируется предположительно XI веком. Его верхний край был разрушен во время культурной революции. Трезубец Миле Чангкха считается вновь открытым сокровищем и, как таковой, способствует долговечности и процветанию буддизма, равно как и благополучию данного района.

Продолжение следует …

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Балалаев С. «Тибет-Кайлас. Священные долины»

Зутрул Пхук, что в переводе означает «пещера чуда», является третьим монастырем на тропе внешней коры. Сама пещера находится в задней части главного молельного зала монастыря. В ней когда-то медитировал Миларепа. Пещера Зутрул Пхук получила известность, как место знаменитого магического состязания Миларепы и Наро Бончунга - соревнования, определявшего, кто обладает большей силой для строительства каменного убежища. Существует легенда о противостоянии Миларепы с бонским жрецом Наро Бончунгом. Однажды, когда они соревновались в беге вокруг Кайласа, их застал дождь. «Нам нужно укрытие, чтобы спрятаться», - сказал буддист. «Давай построим дом. Ты будешь делать пол или ставить крышу?». «Я предпочитаю ставить крышу» - ответил Наро Бончунг. Они принялись за работу и очень быстро она переросла в со­стязание по раскалыванию самых больших камней. Естественно, Миларепа превзошёл Своего противника. Затем он несколько нечестным образом использовал свои магические способности и сделал камень для крыши таким тяжёлым, чтобы Наро Бончунг не смог его поднять. При этом он также хитро подготовил для себя возможность ещё раз продемонстрировать свою виртуозность. Он приступил к искусному ручному переме­щению огромного камня разнообразными способами, оставляя при этом на камне отпечатки своих рук, ног и головы. Таким образом, пещера стала знаменитой и была названа «Пещерой Чудес» (Зутрул Пхук). Снова поверженный, Наро Бончунг был вынужден признать поражение...

На горе выше монастыря есть ещё одно место для “похорон на небо”, окружённое десятком пещер монахов-отшельников. Последнее соревнование заключалось в том, кто быстрее долетит до вершины Кайласа. Наро Бончунг ещё до рассвета сел на свой бубен иотправился в полет. Миларепа же расслаблялся у подножия горы, ожидая восхода солнца. Как только первый луч солнца вырвался из-за горизонта, Миларепа вскочил на него и в одно мгновение оказался на вершине Кайласа, опередив Бончунга. Впос­ледствии Наро Бончунг смирил свою надменность и почтительно попросил Миларепу разрешить своим последователям продолжать совершать обход вокруг священной горы собственным способом; а также, чтобы им предоставили место, откуда они смогут ви­деть Кайлас. Миларепа согласился на первую просьбу, а в ответ на вторую взял пригор­шню снега и кинул его на вершину рядом стоящей горы (которую впоследствии назвали Бонри), передавая ее, таким образом, в наследство приверженцам бон.

Наиболее важным предметом в пещере является статуя Миларепы. Статуя сделана из драгоценного металла ли, согласно преданию, руками самого же Миларепы, незадол­го до его смерти. Чортен Джангчуб рядом с ней также принадлежал Миларепе. Вблизи алтаря в стене пещеры есть круглый выступ, называемый Нгодруб Тербур (Драгоценный Дар). Миларепа говорил, что он обладает силой благословлять и защищать верующего. На черном потолке есть отпечатки рук и головы Миларепы. Паломники имитируют действия Миларепы, упираясь головой в углубление на потолке. Эти следы появились после того, как Миларепа руками и головой толкал крышу вверх. Он не рассчитал, и потолок поднялся слишком высоко. Тогда он взобрался на вершину камня, чтобы под­толкнуть его вниз ногой, и оставил там свой отпечаток ноги. Рядом с Нгодруб Тербур есть и другой отпечаток руки Миларепы. Предположительно, это точное соответствие отпечатку на Чакдже Драк с наружной стороны.

Снаружи монастыря, в нескольких метрах на юг, вертикально стоит огромная шес­тигранная глыба, окружённая каменной стеной. Говорят, чтоб Наро Бончунг швырнул эту глыбу в Миларепу во время их магического состязания. Миларепа поймал и мягко положил её прямо над своей пещерой для медитации.

Ритуальный обход Кхорчен, или долгая кора вокруг Зутрул Пхука.

Идёт от монастыря вдоль длинной молитвенной стены и изредка встречающихся больших чортенов. Затем тропа вьется вверх по склону горы на юго-запад вдоль четко видной дороги, отмеченной каменными пирамидами. На круг уходит три часа, а наибо­лее значимые места этого пути, следующие...

Продолжение следует …

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Балалаев С. «Тибет-Кайлас. Священные долины»

Жалкар Дуртрё

Это необычное захоронение известно как Кладбище Белого Лика. Миларепа дал ему это название после того, как получил здесь видение белоликого Ченрези. Каменистая местность имеет множество расщелин, на дне которых верующие медитируют. На одном краю кладбища стоят один на другом два валуна, след деятельности Миларепы. Как обычно, камни покрыты слоем подносимого верующими масла. Паломники утверждают, что поверхность кладбища напоминает содранную человеческую кожу. Неподалеку на склоне холма расположились несколько небольших молельных пещер.

Апхук Ченгак Друбпхук – пещеры в форме глаза с нерукотворным 'А'.

У входа в эту группу пещер когда-то был монастырь (ныне разрушенный). Крыша дукханга рухнула, но стены остались нетронутыми. Позади здания находится первая из связанных между собой пещер. Самые глубокие пещеры, используемые как молельни, очень темные. В одной из них есть нерукотворный образ тибетской буквы 'А'. Согласно преданию, Гуру Ринпоче обнаружил букву 'А' и некоторое время медитировал здесь со своими учениками. До того, как здесь был построен монастырь, эти пещеры выглядели как множество глаз, за что вся группа и получила своё название.

Далее путь продолжается на юго-за­пад вдоль реки Зонг Чу. Через два кило­метра тропа пересекает реку Гедхун Лха Чу, считающуюся у паломников уриной Кайласа. По руслу этой реки можно по­пасть в Симметричную долину, однако это ущелье часто стерегут большие соба­ки. Миновав эту реку, вы встречаете ещё один священные знак - отпечаток стопы Миларепы на вершине камня, отмечен­ного каменными мандалами. Затем можно подойти к овальному, испещренному тре­щинами, камню. Согласно легенде, Дхенма, генерал царя Гесара Линга, лежал здесь в засаде на Тселха Дордже из Тазика (Пер­сия). Когда тот приблизился, то обнару­жил генерала и бросил в него свой меч. Он промахнулся, однако срезал кончик камня. После этого Дхенма сразил перса стрелой.

Переходим через многочисленные речушки, стекающие с пика Сангье Тонгку Шугтри на северо-запад. Примерно в полутора часах ходьбы от монастыря лежит Трангсер Трангмар (Золотые и Красные Скалы), изумительной красоты каньон с преобладанием ярких разноцветных минералов. За ним - четвертый и последний Чактсал Ганг. Река Зонг Чу здесь утихомиривается и спокойно течет по широкой равнине Баркха. И вот тропа раздваивается. Основная кора идет на запад к Дарчену, другая тропа, ведущая на юго-восток, приведёт к началу коры вокруг озера Манасаровар. Ну а южная тропа на­правляется к Баркхе и Пурангу.

Продолжение следует …

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Балалаев С. «Тибет-Кайлас. Священные долины»

Трангсер Трангмар

Это ущелье из золотых и красных скал. Тропа идет мимо молитвенной стены из камней с выбитыми мантрами и камня с вырезанными Шестью Слогами. Рядом сто­ит камень в форме стола с отпечатком подковы коня царя Гесара. Другой отпечаток подковы находится западнее, на некотором расстоянии от первого (героический конь перелетел из одного места в другое). Вблизи первого отпечатка лежат камни, отмечен­ные каменными мандалами с отпечатками шляпы Гесара, стопы Миларепы, и, наконец, следом копыта дикого яка, яка-духа (ла дронг), принадлежавшего Хору Гхокару Гьялпо, злому царю Чангтанга. Именно здесь происходила грандиозная битва Гесара с этим ца­рем - воплощением зла. Царя Гхокара Гьялпо защищали 18 различных духов, одним из которых был як-дух, живший в долине Дронглунг, вблизи Тамдрин Дронкханг, западнее от Дрира Пхук. Гесар сразил стрелой дикого зверя на этом месте. Тело яка разложилось, а органы рассеялись вдоль коры. Тогда же огромное количество крови окрасило окру­жающую долину, и контрастные красно-желтые полосы земли дали имя этому ущелью.

И вот, идущая вдоль ущелья тропа, сворачивает направо. Немного позади - двухмет­ровый камень протянулся к другому камню. Здесь остался отпечаток предплечья слу­жанки, потерявшей своего младенца на озере Йокмо Цо. Она опиралась на этот камень и оставила здесь свой оттиск, который называют Йокмо Лангар Дже. Далее идет серия камней, похожих на печень (Чинпа Рангджунг), легкие (Лова Рангджунг) и кишечник (Гьюма Рангджунг Римо) дикого яка. К западу от Трангсер Трангмара идет гряда разно­цветных гор, Дзам Сернак Рангджум, олицетворяющих Зангбалу - Бога богатства.

За камнями, олицетворяющими органы яка, также лежит очень большой камень, у основания которого есть неглубокая выемка. Это Джинлаб Друбпхук (Пещера с Освя­щенной Материей). В ней, по поверью, и земля (сарв), и вода (чам) - чудодейственны. Камни имеют различные оттенки, а вот особые голубые камни, как считается, излечива­ют глазные болезни...

Теперь кора взбирается к Недхо Ньюнгса - местности, испещренной ямками, вы­рытыми верующими в поисках священных камешков. Найдя такой камешек, паломник просверливает в нём дырочку и носит талисман на шее или хранит в семейной со­кровищнице (йонгйам). Верят, что такие камни предотвращают паралич, эпилепсию и многие другие заболевания. Иногда каменную крошку добавляют в напитки в качестве противоядия.

Чактсал Ганг

Последнее место простираний на коре - Чактсал Ганг находится рядом с южным краем ущелья Трангсер Трангмар. Здесь Зонг Чу усмиряет свой пылкий нрав и далее течет по равнине Баркха. Сразу за эти местом находится развилка дорог, откуда тропы ведут к озеру Манасаровар, Барге и Дарчену. Отсюда открывается замечательный вид широкую равнину Баркха, с очертаниями массива Гурла Мандхата - на заднем плане озером Ракшас Тал - прямо перед ним. Лучше не упускать возможность полюбоваться столь чудесной, редкой по красоте картиной...

На некотором расстоянии к западу от Чактсал Ганг тропа подходит к месту с мно­жеством пирамид из камней с выбитыми на них мантрами - подношений Кайласу. Это Дарчунг Марка (Тропа к Флагштоку Дарчунг). Пройдя мимо длинных молитвенных стен, паломники выходят к реке Дарчунг, текущей с южных склонов Кайласа. Когда-то здесь стоял высокий флагшток. От этого места уже совсем близко до Дарчена и Дарченского монастыря - конечного пункта коры вокруг Кайласа.

Продолжение следует …

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Балалаев С. «Тибет-Кайлас. Священные долины»

5.2. Долины у Западного Лица Кайласа.

К Западному Лицу Кайласа примыкают два мощных каменных плеча, между кото­рыми и находится ущелье, ведущее к основанию этой грани. Прикоснуться в физичес­ком плане к этому Лицу Кайласа - очень сложная задача, хотя оно и находится близ­ко к тропе внешней коры, всего в 2,5 км. Это самая трудная для достижения сторона священной горы. Два года мы делали попытки подойти к ней, но они не приводили к успеху. Останавливало то большое количество свежевыпавшего снега, то отсутствие не­обходимого снаряжения. Маршрут пролегает по узкому ущелью, которое в нескольких местах перегорожено каменными клапанами - огромными камнями, останавливающи­ми неподготовленных путников. Ручей, берущий начало из ледника в долине у основа­ния горы, в ночное время замерзает и образует в некоторых местах почти вертикальные ледопады. Преодолеть их можно только используя специальное снаряжение - «кошки» и ледовый инструмент.

Это ущелье является ещё более трудным для прохождения в относительно теплый период, когда горный ручей у основания Кайласа не скрыт подо льдом. Идти прихо­дится по руслу ручья, по воде, так же, как и преодолевать некоторые скальные участки под потоками воды, льющимися сверху. Необычное зрелище - человек идет по воде в альпинистских «кошках» и с ледорубами! Как ни странно, наличие льда и снега позволяет прохо­дить это ущелье, и особенно каменные клапаны, с гораздо меньшими трудозатратами и гораздо быстрее. В любом случае необходимо специаль­ное снаряжение - «кошки» и ледовые молотки. Горная порода около Кайласа, конгломераты, имеет специфическую структуру, как будто в бе­тоне застыли округлые морские камни. Это со­здает большие трудности для скалолазания. Сами камни часто держатся в связующем растворе не­прочно. Трещин, в которые можно заложить за­кладку или френд, почти нет. Это означает, что организовать страховку при восхождении почти никогда не удается, и большую часть ущелья при­ходится проходить в свободном лазании. Помога­ют на скалах только «кошки», ледовые молотки и... молитвы! «Кошки» позволяют зацепиться за небольшой каменный выступ в несколько милли­метров снизу. А ледовые молотки - за небольшой выступ сверху...

Мы настоятельно не рекомендуем повто­рять подобное восхождения без достаточно­го опыта скалолазания и ледолазания.

Во время осеннего восхождения приходилось подниматься с большими трудностя­ми. Но Кайлас, словно магнит, притягивает к себе. Именно рядом с ним, или во время восхождения к его граням человек может наиболее просто и естественно войти в осо­бое состояние сознания, когда проявляется истинная природа человека. И тогда другой путь уже невозможен!

Более предпочтительным временем для подхода к Западному Лицу является весна. Начинать восхождение лучше затемно, пока первые солнечные лучи ещё не нагрели верхнюю часть ущелья и камни летят доста­точно редко. Да и наст пока ещё твердый, и потому прохождение снежных участков тре­бует меньших усилий. По этим причинам мы разбили палаточный лагерь в трёхстах мет­рах от входа в ущелье, и ещё затемно, при свете налобных фонариков, начали восхож­дение.

И вот, наконец, ущелье пройдено, и рас­крывается долина, в которую мы так стреми­лись попасть. Её протяженность - 820 м. И это немало, учитывая довольно крутой подъ­ём. Идти лучше не по руслу реки, начинаю­щейся у ледника, а правее. Долина заполне­на снегом и льдом. Ледник, по-видимому, не тает и летом. Следов пребывания человека мы вообще не обнаружили. Не было даже пирамидок, сложенных из камней, во множестве встречающихся, например, в долине внутренней коры. Скорее всего, мы были первыми, кто посетил эту труднодо­ступную долину и прикоснулся к необычной, вогнутой грани Кайласа.

Продолжение следует …

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Балалаев С. «Тибет-Кайлас. Священные долины»

При входе в долину, несмотря на то, что самая тяжелая часть пути была уже пройдена, возникло ощущение, что у за­падной грани стоит охрана, которая никого просто так туда не пускает. Надо бы спросить разрешение для входа...

Западная грань Кайласа имеет хорошо выраженную вогнутую форму. Немного ниже вершины на спутниковой фотографии видно линзоподобное образование, не видимое с тропы внешней коры. Оно похоже на углубление, или, скорее, на отверстие.

Очень интересна волнообразная форма поверхности западного зеркала. Как будто океанские волны на поверхности воды застыли в камне. Волны, подобные возникаю­щим от брошенного в воду камня...

Интересно отметить, что после окончания восхождения по ущелью, в начале долины стала явственно слышаться музыка. Прекрасная музыка, но совершенно незнакомая... Словно множество неизвестных инструментов издавали её. Эта музыка не имела оп­ределенного источника. Звук, или, вернее, ощущение звука исходило отовсюду. Это не был эффект ветра, она слышалась и когда стихали его порывы. Это не было связано с эффектом высоты, раньше на больших высотах мы такого не наблюдали. Это не было связано с физической усталостью, при­ходилось и тяжелее. Наиболее точная формулировка - слышимость тела. Как будто все тело ощущало эти вибрации, приобретя особую восприимчивость, чувствительность к ним. Возможно, свою роль сыграл и тот факт, что до­лина имеет замкнутую форму, а Запад­ное Лицо Кайласа представляет собой хорошо выраженную вогнутую форму с особой волнообразной структурой, име­ющей особые резонансные свойства.

Следующей долиной, в которую мы направились, стала та, что примыкает к горе Виджая, немного севернее. Она расположена параллельно ущелью и долине, по которым идет восхождение к Западному лицу Кайласа. Северо-западное ребро горы раздваивает­ся и образует эту долину, которая, в свою очередь, заканчивается мощным полукруглым зеркалом. По всем признакам, это место также никем не посещается...

Расстояние от тропы внешней коры до участка, до которого можно дойти, равно 1,4 км. Восхождение идет по руслу ручья. В долине нет ледника, и этот ручей наполня­ется водой только во время таяния снега. Мы с радостью обнаружили здесь небольшой водопад, позволяющий совершать омовения. Впервые эту долину посетил один из учас­тников нашей экспедиции.

Продолжение следует …

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Балалаев С. «Тибет-Кайлас. Священные долины»

5.3. Долина у Северного Лица Кайласа

5.3.1. Восхождение к основанию северной грани

Во время внешней коры мы обычно останавливаемся в монастыре Дрира Пхук, на­против Северного Лица Кайласа. В монастыре отведены большие комнаты, где могут остановиться паломники. Монахи этого монастыря всегда радушно нас встречают, мы обмениваемся новостями, дарим им последние фотографии священной горы.

Кайлас в этом месте предстаёт во всём своём великолепии, и самый лучший вид открывается с верхней части монастыря. В отличие от южной грани, которая имеет покрытый снегом пологий склон с отдельными вертикальными полосами по центру, северная грань представляет собой почти вертикальную отвесную скалу высотой более километра, состоящую из совершенно чёрной породы. Снег на ней лежит лишь в не­скольких местах, образуя овальные заполнения наподобие огромных глаз, расположен­ных в длинных полосах горизонтальных слоёв - все они обрамляются почти круглым куполом вершины. Гора похожа на гигантский серебряный купол, посаженный на ог­ромное основание с двумя стражами по бокам: Ваджрапани и Авалокитешварой. Вер­шины, протянувшиеся с запада на восток: Чхагнадордже (Ваджрапани), Канг Ринпоче (Священная гора Кайлас), Ченрезинг (Авалокитешвара), Джамбьянг (Манджунгхоша), Чхогел-Норсанг и Шавари. Можно проводить дни и ночи, без устали наслаждаясь ве­ликолепием священного Кайласа, сидя перед окошком монастыря или поднявшись на верхний ярус монастырского строения. Великолепие, грандиозность вида, духовная ат­мосфера - просто неописуемы!.. А при лунном свете вид обретает просто фантастичес­кое величие...

Чтобы увидеть изумительный, ничем не заслоненный вид северной грани Кайла­са, можно совершить небольшое путешествие. Немного ниже монастыря необходимо перейти реку Кангьям (несущую свои воды на север от Кайласа) и затем пройти по её западному берегу вверх по течению (четко на север) около 500 м.

Считается, что после обязательных 12 кругов вокруг горы паломники получают право пройти к Северной двери Кайласа. Под Северной дверью - мягкая, податливая глина - Куша (Плоть Кайласа). Она обладает необычными целительными свойствами, и поэтому паломники выкапывать и съедают небольшой кусочек такой глины, облада­ющей, по слухам, сочетанием разных вкусов и ароматов.

Также в этом месте находится Кар Вома - ручей, текущий из сердца Кайласа. Па­ломники обычно опускают руки в воду, и, если они достойны дара, то могут выловить драгоценную реликвию. Если это часть животного, например, шерсть яка или хвост ло­шади, то кающемуся грешнику ещё долго предстоит расти духовно, и в следующей жиз­ни он возродится в облике животного. Особо посвященные могут увидеть Миларепу, Палден Лхамо на муле, Майтрею или других божеств, смотрящих из глубины горы...

Выходить к Северному Лицу Кайласа лучше всего рано утром, не позже семи часов, пока солнце ещё не встало и на реке Кангьям достаточно твердый лед. По льду реки можно идти, что значительно упрощает маршрут, так как не приходится идти по боль­шим камням по берегу. Однако к середине дня снег на леднике на последнем участке подхода к основанию Кайласа размягчается, и приходится уже не идти, а буквально плыть по снегу, проваливаясь иногда по пояс. Обратный путь по реке пройти уже не получается, потому что река подо льдом становится весьма бурной, а лед - совсем не­прочным. И уже во многих местах река с шумом вырывается на поверхность. Бодрящее зрелище!

Восхождение к северному подножию Кайласа - это трёхчасовое путешествие на юг от монастыря Дрира Пхук через реку Лха Чу. Миновав несколько чортенов, мы направляемся вверх по течению реки Кангьям Чу (она течет на север от Кайласа и впадает в Лха Чу). Здесь можно найти отверстие с белой глиной Куша. Карабкаясь по валунам, иногда по почти неразличимой тропе, подходим к истоку Кангьяма, куполообразного ледника с множеством сосулек. Далее путь пролегает вверх по широким ледниковым наносам, вдоль течения, до основания ледника. Вскарабкавшись вверх по моренам к ледяной площадке, затем поднимаемся ещё на 100 метров по льду и снегу к вершине ледника Кангьям. И вот она - вертикальная стена Кайласа - прямо впереди. Вид изумительный!.. Кажется, что пик Кайласа поднимается до Млечного Пути, а покрытая снегом вершина касается бирюзовых сводов неба...

На возвышенности восточной части долины перед Северным Ли­цом Кайласа есть небольшое озе­ро. Его не видно с тропы, ведущей к Северному Лицу: оно находится на возвышении. Это замечатель­ное место для медитации.

Именно здесь, на Северном Лице, мы соприкоснулись с уди­вительным явлением, потрясение, которое непросто передать на языке обычных слов. Представьте, прямо перед нами, словно сотканная из снега, света и тени, проявилась картина - Богородица с Младен­цем! А над ними - конический искрящийся снежный поток... Мы не просто видели Это. Мы чувствовали, впитывали сильнейший энергетический поток, как послание божест­венной любви, как благословение...

Чудеса и дальше сопровождали нас. С крыши монастыря Дрира Пхук мы наблю­дали необычный световой луч над вершиной Кайласа, который постепенно смещался в западном направлении. А на одной из фотографий мы сняли нечто, очень напомина­ющее северное сияние или, можно сказать, разноцветную радугу - такой необычный оптический эффект.

Продолжение следует …

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Балалаев С. «Тибет-Кайлас. Священные долины»

5.3.2. Северная внутренняя кора.

Далее путь лежал к горе Ченрези. Нас ожидали новые открытия и новые этапы на­шей кропотливой исследовательской работы...

Длина горы составляет 2600 м по гребню. Высота перевала на Ченрези в месте соединения с Кайласом составляет 5680 м. Маршрут северной внутренней коры был пройден, как и было намечено, по часовой стрелке.

Мы двинулись от монастыря Дрира Пхук и, обогнув гору Ченрези, вошли в Долину Жизни и Смерти. Преодолев ледник в центральной его части, с небольшими передыш­ками, мы, наконец, подошли к Восточному Лицу Кайласа.

Здесь нас ждало удивительное зрелище - серебристый водопад, стекающий с Вос­точного Лица Кайласа. И, конечно, мы не смогли отказать себе в удовольствии, совер­шив здесь омовение. Это, кстати, не просто гигиеническая процедура. Омовение – это, скорее, таинство, священнодействие...

Затем мы вернулись немного назад и стали подниматься на перевал, который на­ходится недалеко от примыкания горы Ченрези к северо-восточному ребру Кайласа. Подъём физически оказался довольно трудным (в некоторых местах - сильная осыпь). Последние 50 метров подъема на гребень оказались наиболее тяжелыми, так как этот участок был покрыт коркой льда. Пришлось надеть «кошки», взять ледорубы и протя­нуть за собой веревку, по которой мои спутники смогли подняться следом за мной на гребень. При выходе на сам гребень горы Ченрези пришлось пробиваться через нависающие снежные карнизы. Высота перевала - 5686 м, и он явно был выше перевала Дролма Ла на внешней коре. Спуск с перевала в долину Северного Лица Кайласа также проходил по плотному насту, и лишь ближе к 12 часам он стал проваливаться под ногами из-за нагрева солнца. Два ручья, берущих своё начало в ледниках Долины Жизни и ледника у Северного Лица Кайласа, впадают в реку Л ха Чу, недалеко друг от друга всего в трёхстах метрах. Общая протяженность кольца северной внутренней коры составляет 9,7 км.

Нам снова не удалось обнаружить даже следов пребывания людей на перевале и гребня горы Ченрези. Осознание важности этой коры давало новые силы, энергию, двигаться дальше.

Каменное зеркало Долины Жиз­ни и Смерти состоит из трёх вогнутых зеркал параболической конфигурации. Места соединения этих трёх зеркал представляют собой выступы, обра­зующие стороны правильной симмет­ричной трапеции. На северо-восточном ребре Кайласа можно увидеть красно-коричневые потеки. Возможно, они об­разовались в результате просачивания воды, содержащей окислы железа, из внутренних полостей Кайласа через от­верстия.

Продолжение следует …

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сто восемь буддийских икон из собрания института восточных рукописей РАН

Издательство «Петербургское Востоковедение», 2013

Содержание

1. Будда Шакьямуни.

2. Будда Шакьямуни с учениками Шарипутрой и Маудгальяяной.

3. Будда Шакьямуни, благословляющий ученика.

4. Будда Шакьямуни с учениками Шарипутрой и Маудгальяяной и шестнадцать стхавир.

5. Тридцать пять будд покаяния; в центре Будда Шакьямуни с учениками Шарипутрой и Маудгальяяной.

6. Будда Шакьямуни; вверху Ваджрапани (в центре), Шадакшари Авалокитешвара (справа от него), Манджушри (слева), внизу Белая и Зеленая Тары.

7. Семь Татгахат: шесть будд прошлых времен (вверху Випашьин, Шикшин, Вишвабхува, внизу Кракуччханда, Кашьяна, Канакамуни) и Будда нашего времени (Шакьямуни, в центре).

8. Будда Шакьямуни, являющий чудеса.

9. Чже Цонкапа.

10. Ступа Чже Цонкапа: вверху его ученики, Гэдундруп и Гьелцап; в середине Будда Шакьямуни и Атиша; внизу два божества (возможно, формы Манджушри).

11. Нисхождение Чже Цонкапы из рая Тушита согласно практике гуру-йоги по тексту «Гаден-лхагьяма».

12. Цокшинг (поле накопления добродетелей) школы гэлук.

13. Гуру Падмасамбхава с супругами Еше Погьел и Мандаравой по бокам. Остальные фигуры – восемь его проявлений.

14. Миларэпа с учеником Рэчунгом; вверху Тилопа (в центре), Наропа (справа от него) и Марпа-лоцава (слева).

15. Далай Лама V, Нгаванг Лосанг Гьяцо, вверху Манджушри и Нагарджуна, внизу Цангпа-карпо. 16. Дзанабадзар (Богдо-гэгэн I), вверху Ваджрадхара, внизу Шестирукий Джняна-Махакала, по краям прошлые перерождения, Дзанабадзара: Ратан Бхахула, Кришначарья, Барвэ-цорво, Ронгсом Чойсанг.

17. Богдо-гэгэн V.

18. Богдо-гэгэн VIII.

19. Ваджрасаттва.

20. Ваджрасаттва с супругой.

21. Ваджрасаттва с супругой Ваджраветали: вверху в центре Чже Цонкапа с учениками Кэдрупом и Гьелцапом; внизу Белая Тара.

22. Ваджрабхайрава, Чакрасамвара и Гухьясамаджа-Акшобхьяваджра с супругами.

23. Ваджрасаттва с супругой Ваджраветали во главе группы десяти основных защитников школы гэлук.

24. Чакрасамвара с супругой Ваджраварахи в окружении свиты, в которую входят Дакини, Лама, Кхандароха и Рупини.

25. Ваджрайогини.

26. Гухьясамаджа-Акшобхьяваджра с супругой Спаршаваджрой; внизу Белая Тара и Тара-Кхадиравани.

27. Калачакра (простая форма) с супругой.

28. Калачакра с супругой; вверху два царя Шамбхалы: Сучандра (справа от Калачакры) и Яшас (слева), внизу Гаруда (справа) и Белая Тара (слева).

29. Экавира-Сахаджа-Хаягрива.

30. Гухьясадхана-Хаягрива (Хаягрива в традиции Кьергангпы).

31. Кродха-Атигухья-Хаягрива с супругой Падманартешвари в окружении восьми божеств, вверху в центре Чже Цонкапа.

32. Сарасвати.

33. Сарасвати: внизу Белая Тара и Тара-Кхадиравани.

34. Курукулла.

35. Сарвавид-Вайрочана.

36. Ситатапатра.

37. Ушнишавиджая с Авалокитешварой и Ваджрапани.

38. Амитаюс.

39. Амитаюс в окружении своих восьми эманаций.

40. Амитабха.

41. Амитабха в раю Сукхавати в окружении восьми бодхисаттв; внизу Амитабха, дарующий благословение монахам.

42. Акшобхья.

43. Бхайшаджьягуру.

44. Восемь будд медицины, в центре Бхайшаджьягуру.

45. Нагешварараджа.

46. Зеленая Тара.

47. Мандала Зеленой Тары.

48. Тара-Кхадиравани.

49. Тара-Кхадиравани: внизу Маричи и Экаджата.

50. Тара-Кхадиравани с Маричи и Экаджатой на горе Потала.

51. Тара-Кхадиравани, спасающаяся от восьми великих опасностей.

52. Двадцать одна Тара.

53. Белая Тара – Колесо, Исполняющее Желания.

54. Белая Тара.

Продолжение следует ...

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сто восемь буддийских икон из собрания института восточных рукописей РАН

Издательство «Петербургское Востоковедение», 2013

55. Белая Тара с Амитаюсом и Ушнишавиджей (три божества долголетия).

56. Желтая Парнашавари с Красной и Темно-синей Парнашавари (Богини тела, речи и ума).

57. Двенадцатирукая Махапратисара.

58. Восьмирукая Махапратисара в окружении остальных четырех богинь из группы «панча-ракша».

59. Желтая Восьмирукая Маричи в окружении Ваттали, Вадали, Варали и Варахамукхи.

60. Майтрея.

61. Майтрея, благословляющий монаха.

62. Майтрея в раю Тушита.

63. Манджушри-Кумарабхута.

64. Манджушри-Кумарабхута с Шадакшари-Авалокитешварой и Ваджрапани (владыки трех семейств).

65. Пять форм Манджушри на горах Утайшань.

66. Тикшна-Манджушри.

67. Белый Манджугхоша.

68. Белый Манджушри с Шадакшари-Авалокитешварой и Бэкцэ.

69. Манджугхоша-Вадисимха.

70. Черный Манджушри.

71. Одиннадцатиликий Великосострадательный (Авалокитешвара) в традиции Лакшми.

72. Одиннадцатиликий Авалокитешвара; сверху пять джин.

73. Мандала Одинадцатиликого Авалокитешвары.

74. Великая ступа Чжарунг Кашор с Одиннадцатиликим Авалокитешварой в центре.

75. Одиннадцатиликий Авалокитешвара; вверху Чже Цонкапа с учениками.

76. Исцеляющий зрение Авалокитешвара; внизу Белая и Зеленая Тары.

77. Шадакшари-Авалокитешвара в традиции Атиши.

78. Шадакшари-Авалокитешвара; вверху Чже Цонкапа с учениками.

79. Авалокитешвара-Симханада.

80. Ваджрапани в синем одеянии в традиции Атиши.

81. Ваджрапани с Амитаюсом (справа от него) и Амитабхой (слева).

82. Дакини Симхамукхи со свитой и Гуру Падмасамбхавой.

83. Шестирукий Защитник Знания (Джияна-Махакала).

84. Шестирукий Защитник Знания (Джияна-Махакала) со свитой.

85. Тракшад.

86. Шестирукий Белый Чинтамани-Махакала в окружении пяти «Подчиняющих» дакини.

87. Синий Четырехликий Махакала в окружении дакини.

88. Шри-Деви.

89. Шри-Деви со свитой.

90. Шри-Деви со свитой из дакини и четырех богинь времен года.

91. Шри-Деви со свитой из дакини и четырех богинь времен года; вверху Чже Цонкапа с учениками.

92. Дхармараджа (Чойгьел) с сестрой Чамунди.

93. Читипати.

94. Бэкцэ со свитой.

95. Желтый Джамбхала.

96. Белый Джамбхала в окружении четырех дакини.

97. Вайшравана.

98. Вайшравана со свитой (восемь «владык коней»).

99. Пять царей во главе с Пэхаром.

100. Пять царей во главе с Гьячжином.

101. Таок Ташон.

102. Ваджрасадху в форме Гарванакпо и его свита.

103. Мо-лха и другие четыре божества из группы Говэ-лханга.

104. Девять братьев дра-лха.

105. Гэсар.

106. Гэсар как воплощение полководца Гуань-ди.

107. Лхамо Бурцзима.

108. Белый старец.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Балалаев С. «Тибет-Кайлас. Священные долины»

5.5. Долины у Южного лица Кайласа

5.5.1. Мандала Кайласа с вершины горы Гуйа Ганг. Монастырь Гьяндрак

С горных вершин, распростертых у Кайласа, открываются потрясающие воображе­ние виды! В дополнение к трансцендентной красоте пейзажей на горных пиках концен­трируются особые энергетические потоки, присущие этим местам, подобно электричес­кому полю у металлического острия. Одно пребывание на таких вершинах и созерцание окружающего пространства приводит к сильнейшим внутренним переживаниям, позво­ляя максимально со-настроиться с энергетическими вибрациями Мандалы Кайласа.

Одной из таких сильных точек является вершина горы Гуйа Ганг (5950 м), что на­против южной части горы Нанди. У её подножия уютно расположились два озера - Ка­пала Тсо и Кавала Тсо. За ними и простирается U-образная долина, которую мы назвали Долиной двух озёр. Подъём занимает около трёх часов и требует хорошей физичес­кой формы. Можно также подняться на эту гору с южной стороны Нанди, но это уже гораздо более сложный маршрут.

Монастырь Гьянгдрак расположен к северу от Дарчена на расстоянии 3,8 км в уще­лье Гьянгдрак, по которому течет река с одноименным названием, а в западном направ­лении от него - монастырь Серлунг. Расстояние между двумя монастырями - 2,8 км. Пермит (специальное разрешение) на посещение монастыря Гьяндрак не требуется (в Тибете практически все места, которые разрешено посещать иностранцам, должны быть прописаны в пермите). От Дарчена к монастырю Гьянгдрак ведет грунтовая дорога, поднимающаяся вверх по склону. Через 1,5 км дорога раздваивается: левая ведет к мо­настырю Серлунг, а правая к монастырю Гьянгдрак. Монастырь Гьянгдрак находится на вершине гребня и трекинг от Дарчена до него занимает 2,5 часа. Хотя не возбраняется доехать и на джипе...

Этот монастырь был основан около 800 лет назад отшельником Друбтоб Гуя Гангпа. Говорят, что в этом месте останавливался основатель традиции бон Шенраб Мивоче. Несколько тысяч лет назад он пришёл в Тибет и поведал о первых ритуалах бон по умиротворению духов гор и окрестностей...

Монастырь Гьяндрак, как и почти все монастыри в Тибете, был разрушен во время «культурной революции». Недавнее восстановление комплекса было осущест­влено монахами школы Дригунг Кагью. Состоящий из трёх основных зданий, он был и остается крупнейшим монастырем у Кайласа. Основная часть монастыря представляет собой дукханг (зал собраний в центре, в котором производят ритуалы и церемонии). Его западная часть - это одноэтажное помещение для монахов, ну а на юге находится кухня. К глиняным чортенам у входа в монастырь паломники приносят пирамидки тса-тса (маленькие глиняные иконки божества). Высокий белый чортен Джангчуб (сим­волизирует Просветленный Разум) расположен позади основного здания, а отпечаток стопы Кармапы Рангджунг Дордже (шестнадцатый Гьялва Кармапа, духовный лидер линии Карма Кагью тибетского буддизма) или, возможно, Дригунга Кьопона - можно увидеть на камне вблизи северо-восточного угла здания. Самый почитаемый образ в дукханге это глиняная статуя Дригунга Кьопона. Рядом с ней стоят Апчи, защитница монастыря Дригунг, проявление Палден Лхамо (Палден Лхамо - основная защитница в Тибетском буддизме и единственное женское божество среди группы Восьми Защит­ников Дхармы), а также статуя Падмасабхавы (Гуру Ринпоче). Вверх по лестнице нахо­дится обитель Ламы Гьянгдрака.

Продолжение следует …

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Балалаев С. «Тибет-Кайлас. Священные долины»

С вершины Гуйа Ганг можно наиболее полно охватить взглядом мандалу Кайласа, со всеми её деталями и особенностями. В первую очередь, притягивает внимание сам свя­щенный Кайлас, самая высокая точка этого места - его ось. Кажется, что до его южного лика можно дотянуться рукой... А трещина... По трещине просто летишь, отталкиваясь от её боковых ступеней, к самой вершине. Вот уже видны выступы, образующие Лица Шивы и Парвати. А вот и вершина горы, на которой уже невозможно остановиться, ибо полет продолжается все выше! А потом осознаешь, что ты летишь внутри себя, в своем внутреннем пространстве, к своему Высшему Я. И вот наступает долгожданная встреча, момент достижения состояния Единого...

У Кайласа - пронзительная тишина, будто невидимая тончайшая струна, натянутая рукой небесного Владыки, звенит в воздухе. Кажется, что пик Кайласа поднимается до Млечного Пути, а покрытая снегом вершина касается бирюзовых стен неба. И человек самопроизвольно растворяется в этой тишине, сливаясь со всей Вселенной...

5.5.2. Долина двух озер.

Долину у подножия горы Гуйя Ганг украшают два озера - Капала Тсо и Кавала Тсо. Первое индийцы называют также Рукта (размеры его 74x37 м, высота 5477 м). Вода здесь практически черного цвета из-за тёмного илистого дна. Второе, расположенное несколько ниже, на расстоянии 208 м (размеры 84x28 м, высота 5450 м), носит название Дурчи. Удивительно, но его вода белого цвета, как молоко.

Паломники искренне верят, что в белом озере лежит волшебный ключ, способный открыть потайную дверь Кайласа. Интересно отметить, что длина озера Рукта ровно в 2 раза больше ширины, а Дурчи - ровно в 3 раза. И ещё один момент: форма озёр Рукта и Дурчи очень похожа на форму Манасаровара и Ракшас Тала - соответственно.

Вполне логично, что за этими двумя водоемами находится Долина двух озёр, замы­каемая вогнутым каменным зеркалом. Эта долина иногда посещается паломниками, о чем свидетельствуют пирамидки, сложенные из камней.

Продолжение следует …

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Балалаев С. «Тибет-Кайлас. Священные долины»

5.5.3. Внутренняя кора. Монастырь Серлунг.

Напомним, что внутренняя кора, по-тибетски - нангкхор, которую индийцы также называют Нанди-кора, является для паломников в высшей степени священной и позво­ляется только после прохождения двенадцати (в некоторых источниках - тринадцати) внешних кор. Необходимо отметить, что внутренней корой индусы называют другой маршрут - через запретный перевал Кхандро Санглам, но мы используем именно это название по причине его широкого распространения, а главное, потому, что оно наибо­лее точно отражает суть этого путешествия, проходящего, в первую очередь, во внутрен­нем пространстве человека.

Эта кора заключается в обходе горы Нанди (тибетское название - Нетен Йелакжун) по часовой стрелке и предполагает подход к горизонтальной нише в южном Лице Кайласа для поклонения тринадцати чортенам Дригунг Кагью, где были помещены ре­ликвии лам монастыря Дригунг Тил.

Это место тибетцы называют Сердунг Чуксум (Serdung Chuksum). Ser - означает золотой или желтый, dung или tung - раковина или ступа, chuksum - тринадцать. По свидетельству Свами Пранавананды, посетившего эти места в 1937-1946 годах, в нише Кайласа было 19 чортенов, расположенных в трёх группах (с востока на запад) - 8, 9 и 2. Однако своё название это место получило, по всей видимости, когда чортенов было тринадцать. Сейчас восстановлены две группы чортенов (с востока - на запад) - 4 и 9, а также есть отдельно стоящий чортен. За ними ревностно присматривают монахи мо­настыря Гьянгдрак, периодически восстанавливая их, а также обновляя нишу Кайласа с помощью охры.

Наибольшая сложность состоит в преодолении перевала Сердунг Чуксум (5805 м), который действительно опасен, особенно, когда скалы покрыты льдом. Мы ещё раз хотим напомнить, что внутренняя кора - это не прогулка, и без достаточного горного опыта и хорошего проводника такая попытка может привести к гибели.

Как мы уже отмечали, внутренняя кора является наиболее важным элементом при паломничестве к Кайласу. По сравнению с огромным людским потоком, движущимся по внешней коре, это место посещается сравнительно редко. Своеобразным подтверж­дением особой значимости этой области являются необычные каменные образования, расположенные на гребне, опоясывающем западную долину внутренней коры. По сути, эти каменные фигуры находятся на плече Кайласа, начинающемся у горы Тиджунг (Малый Кайлас) и - до горы Астапад. Именно здесь, на относительно небольшом учас­тке, находится множество причудливых каменных образований. Часть из них создает полное впечатление рукотворных сооружений. В отличие от восточного гребня внут­ренней коры, на это каменное плечо можно взойти (хотя подъём по каменной осыпи довольно напряженный). Может быть, это место в давние времена было святилищем? Исследование этого участка представляло для нас особую значимость, а значит потре­бовало больше внимания и времени...

Продолжение следует …

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Балалаев С. «Тибет-Кайлас. Священные долины»

Для того, чтобы попасть к началу внутренней коры, к монастырю Серлунг, необхо­димо получить пермит (специальное разрешение). Однако, сам по себе этот пермит не даёт официального разрешения на прохождение внутренней коры. Надо сказать, что после 2008 года сильно ужесточили правила посещения этой области. Чаще всего выдается пермит на один день. Вот и все. Это означает, что иностранцу с обычной фи­зической подготовкой практически невозможно успеть «замкнуть кольцо» внутренней коры. Хотя для посещения монастыря Серлунг и подхода к горе Нанди времени вроде бы достаточно. Но для наших целей одного дня, конечно же, было мало. Ведь мы хотели исследовать гребень, огибающий долину с запада, подойти к основанию горы Тиджунг (Малый Кайлас), провести ночь в нише в самом Кайласе (индусское название ниши - Сапториши), в которой расположено святилище с тринадцатью чортенами. А далее, перевалив через Сердунг Чуксум, нужно успеть замкнуть кольцо внутренней коры по восточной долине. По всему выходило, что нам потребуется как минимум три дня. Попытки нашего гида получить такой пермит, к сожалению, не увенчались успехом. Однако падать духом мы не собирались. Проведя в полицейском участке более часа и вложив изрядное количество энергии в непростые переговоры, мы, наконец, получили необходимое разрешение...

Мы чувствовали себя настоящими победителями! Получив пермит в монастырь Серлунг, один из пяти монастырей, расположенных около Кайласа, на три дня, мы по­лучили возможность более детально исследовать область внутренней коры. По сути, это самое значимое место в Тибете, где воздействие энергий Кайласа ощущается наиболее сильно.

Этот монастырь находится в двух часах ходьбы от Дарчена, откуда дорога идет вверх по ущелью Гьянгдрак. В точке разделения рек необходимо держаться западного притока и идти по нему на север по левому берегу. Далее дорога ведет через долину Сер­лунг, которая сначала направлена на северо-запад, а потом поворачивает прямо на север. Монастырь Серлунг, самый маленький из пяти монастырей возле Кайласа, можно будет увидеть на западе долины. К нему также можно подойти со стороны Гьянгдрака, пере­сечь гребень, затем спуститься к реке Серлунг и далее - к монастырю. От Серлунга тро­па продолжает идти на запад, через Тугсум Ла к Тарбоче. До монастыря Серлунг можно доехать на джипе всего за 30-40 минут, преодолев несколько участков с большими кам­нями и одноименную широкую, но неглубокую речку. От монастыря - отправной точки внутренней коры вверх уходит тропа, по которой обычно движутся немногочисленные паломники. Но можно выбрать путь и по долине реки Серлунг.

Чем ближе мы подходили к горе Нетен Йелакзунг (индусам она известна как Нанди - свя­щенный бык, стоящий на коленях перед шиваистскими храмами), тем больше эта удивительная гора напоминала перевернутый корабль... Словно нос его уперся вмостик перевала Сердунг Чук­сум, соединяющий Нанди и Кай­лас. А корма - это фронтальная часть Нанди, у которой начина­ется кольцо внутренней коры...

Будто бы много лет назад огром­ный ковчег пристал к горе Кайлас. Из него вышли все обитатели, чтобы после сильней­ших потрясений жизнь на Земле возродилась вновь. А затем Ковчег был перевернут и покрыт бетоноподобным слоем (словно законсервирован) ...

Продолжение следует …

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Балалаев С. «Тибет-Кайлас. Священные долины»

Через два с небольшим часа, миновав начало горы Нанди, мы вышли на ровную пло­щадку. где н решили поставить палатки. Перед нами открывался потрясающий вид на величественный священный Кайлас, Канг Ринпоче, снежную драгоценность, как именуют его в Тибете.

Подъём от тринадцати чортенов к перевалу - это самый опасный участок внутрен­ней коры. Особенно, когда скалы покрыты снегом или льдом. Осторожность - главное правило на этом участке.

Перевал, соединяющий Нанди и Кайлас, пролегает на высоте 5805 м и по длине равен 130 м. Здесь паломники сложили несколько каменных пирамид. Отсюда прости­рается красивейшая панорама западной и восточной долин и, конечно, грандиозный, завораживающий вид Кайласа с его загадочной трещиной... Отсюда и впрямь кажется, что протяни руку, и дотронешься до вершины этой таинственной горы...

Непростой спуск с перевала Сердунг Чуксум идет по карнизам восточной сто­роны Нанди, постепенно спускающимися в восточную долину внутренней коры.

Зато дальнейшее движение по этой долине не представляет особой сложнос­ти, поскольку тропа во многих местах заботливо обозначена каменными пира­мидками. Если позволяет время, мож­но остановиться для медитации, впитать энергетику этого удивительного уголка огромного Тибета... Общая протяженность кольца внутрен­ней коры вокруг Нанди составляет 8 км.

Продолжение следует …

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Балалаев С. «Тибет-Кайлас. Священные долины»

5.5.4. Ночёвка в нише Кайласа у тринадцати чортенов

Во время каждой экспедиции к Кайласу мы традиционно совершаем внутреннюю кору. Последние три года оставались на ночевку в нише у основания Южного Лица Кайласа, рядом с тринадцатью чортенами. Большой объем исследований не оставлял времени, чтобы вернуться в базовый лагерь, расположенный в начале западной долины внутренней коры. Но, самое главное, это была прекрасная возможность соприкоснуться с одним из самых священных мест на Земле, как непосредственно, на физическом плане, ­так и на уровне духовного пространства...

Довольно непростая задача даже для опытных тибетцев - доставить тяжелые рюкзаки с оборудованием, палатками и другим снаряжением - даже не к основанию горы, (а еще выше, на каменную «полку» на высоте 5750 м.

Хорошо, что узкий карниз все же позволяет поставить небольшую палатку, закрепив несколькими небольшими камнями. Правда, сразу же за стенкой палатки начинается и вертикальный обрыв - более 100 м. Дух, конечно, перехватывает, но в подобных условиях самая лучшая опора - это осторожность, особенно ночью...

В 2009 году мы стали свидетелями потрясающего явления - лавины из трещины Кайласа. Когда мы взошли к нише Кайласа с тринадцатью чортенами, снежные массы, шившиеся в трещине, пришли в движение и с шумом обрушились вниз, к подножию горы. Только представьте: вертикальный снежный поток высотой более 300 м! Кайлас приветствовал нас! Однако в этом не ощущалось никакой угрозы. Напротив, находясь от этой «махины» на расстоянии всего ста пятидесяти метров, мы чувствовали себя как дома, в безопасности. Это явление продолжалось не менее трёх минут. За все годы мы провели в долинах внутренней коры около двух недель, но никогда не видели ничего подобного. Поток, создаваемый огромной массой падающего снега, чувствовался и на тонкоэнергетическом уровне. Он явился импульсом, позволившим со-настроить свою внутреннюю ось с осью Кайласа, правильно выстроить свои тонкие тела и осознать своё Высшее Я. Кайлас помог в этом!

Продолжение следует …

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Балалаев С. «Тибет-Кайлас. Священные долины»

5.5.6. Восхождение к основанию горы Тиджунг (Малый Кайлас)

Подойти к Малому Кайласу от начала западного гребня внутренней коры почти невозможно. Примерно в середине этого полукольца есть разрыв в несколько десятков метров, преодолеть который можно только используя для спуска веревку. Менее риско­ванный способ - подъём по сыпухе на седловину, соединяющую огромный «каменный палец» и Малый Кайлас. Именно этот путь мы использовали для восхождения.

При приближении к этому месту возникло ощущение, что мы находимся в Центре Управления комплекса Кайласа, что в этом месте и происходит «управление» преобра­зованием гигантских энергоинформационных потоков, приходящих на нашу планету из Космоса. И мы есть один из аспектов великого процесса творения нашей удивительной реальности.

5.5.7. Гора Нанди

Нанди - это любимый бык Шивы. Внутренняя кора - это священный обход вокруг Нанди с прикосновением к южному Лицу Кайласа. Мы много раз задавали себе вопросы: почему такое внимание горе Нанди и в чём смысл этого ритуала?

Бык Нанди («счастливый») является ездовым животным Шивы. Во всех шиваистских храмах его изображение, как правило, находится рядом с Шивой, неподалеку от него или над ним, голова его повернута в сторону Шивы. Также скульптура Нанди в стоячем или сидячем положении может находиться у входа в храм. На картинах он изображается абсолютно белым, упитанным, с большими карими глазами и широкими плечами. У Нанди блестящая шкура и чёрный хвост. Горб Нанди похож на покрытую снегом вершину горы, на его теле - золотая подпруга. Он имеет острые рога с красными наконечниками. Первоначально Нанди имел человеческий облик, носил имя Нандикешвара (Nandikeshvara) и был мудрецом-риши, служившим привратником у Шивы. Причина трансформации человеческого образа в животное, возможно, связана с происхождением образа самого Шивы. Его прототип - народный бог Рудра иногда почитался в образе быка. Связь Нанди с плодородием можно усмотреть в обычае, согласно кото­рому верующий, прежде чем войти в храм, должен прикоснуться к стопам животного, иначе его молитва не принесёт желаемых плодов. Олицетворяет силу и мужество, дживатман (jivatman) - индивидуальную душу, животная природа которой порвала с Богом, но Божественная милость притягивает её обратно. Согласно другим представлениям, символизирует дхарму, или нравственный закон.

Интересно отметить, что на горе Нанди самая высшая точка представляет собой верши­ну треугольной пирамиды, а у индусского быка Нанди на спине тоже есть выступ - горб.

Продолжение следует …

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Балалаев С. «Тибет-Кайлас. Священные долины»

Во время одной из наших экспедиций мы совершили восхождение на удивительную гору Нанди (6002 м), которая давно привлекала наше внимание.

Восхождение на гору начинается по осыпи, далее по трещинам. Во время восхождения пришло интересное видение того, что и раньше на этом месте была жизнь. Люди приходили к Нанди очень давно. Они жили в другом месте где-то на юго-востоке, но приходили к Нанди, как к святилищу. Это место, где они черпали силы. Там царили мудрость, пони­мание, любовь и знание Всего. Это знание осталось, но чтобы его обрести снова нужно сли­яние всех стихий вместе с лю­бовью, которая все ещё живет в человеке.

На северной части Нанди находится довольно правильная треугольная пирамида, вершина которой и является высшей точкой этой горы (6002 м). Размеры верхней части пирамиды 28х29х32 м.

Длина Нанди около 2100 м, что почти в два раза больше высоты Кайласа – от подножия до вершины. Отклонение от направления север-юг северной части Нанди составляет около 9 градусов, а южной – около 30 градусов.

5.5.8. Гора Астапад и пещера в ее основании.

Всего полчаса пути от монастыря Серлунг, и вот, с левой стороны вас встречает гора Астапад, состоящая из семи каменных слоев, образующих величественные ступени. На втором уровне снизу находится протяженная ниша, вмещающая в себя сразу несколько пещер, отмеченных разноцветными флажками. В этих пещерах раньше жили отшельники. Более потрясающего по красоте и силе места для глубоких духовных практик трудно себе даже представить.

Высота горы Астапад – 5670 м, что немного выше перевала Дролма Ла. Западная сторона Астапада представляет собой три округлые, постепенно спадающие уступами долины, переходящие в отвесные скалы на высоте 5100-5200 м.

Продолжение следует …

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Балалаев С. «Тибет-Кайлас. Священные долины»

5.6. Долины у перевала Кхандро Санглам

5.6.1. Внутренняя кора через перевал Кхандро Санглам (Тайный путь Дакини)

Именно маршрут через перевал Кхандро Санглам тибетцы называют внутренней корой, которая в их традиции дозволена после прохождения двенадцати внешних.

Маршрут коры проходит через перевал Кхандро Санглам Ла, в остальном повторяет маршрут внешней коры. Другое название этого маршрута «тайный путь Дакини».

Тропа внешней коры взбирается к развилке дорог – Тангью, откуда берет начало путь к перевалу Кхандро Санглам. Вход в долину, следующей за Долиной Жизни и Смерти и ведущей к перевалу, начинается после горы Джампельянг. Протяженность участка вне тропы внешней коры – 6, 3 км. Этот маршрут немного срезает тропу через перевал Дролма Ла, но сам перевал Кхандро Санглам (5685 м) – несколько выше и труднее для преодоления, особенно, когда его последняя часть превращается в довольно твердый лед. Надо заметить, по нему рискует передвигаться очень мало паломников.

В обеих долинах, в северной и южной, текут небольшие реки, впадающие в Лха Чу и Лхам Чу – соответственно.

Сенге Донгпа - это и есть та самая свирепая дакини, охраняющая перевал, которая привела Готшангпа к пещере Дрира Пхук.

В учениях буддийских тантрических школ дакини - спутницы божеств-йидамов. Несмотря на свой, зачастую гневный или уродливый облик, считаются воплощениями женского начала и почитаются как защитницы стремящихся к Пробуждению, являются носительницами Высшего Знания. Основной тип легенд, где фигурируют дакини - это рассказы о том, как они «являются» медитирующему отшельнику и открывают ему суть духовных практик.

«Дакини» (тиб. кадрома: mkha' 'gro та). Кхадром буквально означа­ет «небесная странница». «Небо» - это пустота: дакини перемещается в этой пустоте, то есть действует в полном осознавании пустоты, абсолютной реальности. Атрибуты дакинь - жезл кхатванга, дигуг и капала. Они носят корону и ожерелье из черепов, их тела покрыты бесчисленными ожерельями из человеческих костей.

Но такой, мягко говоря, необычный вид «небесных странниц» не может испугать человека, достигшего необходимого уровня понимания реальности. Он может и должен остановить только тех, кто ещё не готов...

Поэтому эта внутренняя кора, по сути, является путем Знания, идущего через жен­ское начало «небесных странниц». Именно здесь паломник может получить прорывы через новые знания на своем духовном Пути...

Только паломникам, совершившим 12 кругов вокруг горы, разрешено пройти этот путь. Причина в том, что энергетика внутренней коры совершенно другая, более силь­ная, поэтому нужно сначала сделать 12 внешних кор для адаптации к новым энергиям.

...С перевала тропа спускается к третьему месту простираний (Чактсал Ганг), распо­ложенному между Шабдже Дракток и монастырем Зутрул Пхук. Паломники, проходя этот путь, берут с собой кусочек священной Кхандром Куша («Плоть Дакини»), которая, по поверью, излечивает множество болезней. Говорят, что разноцветные тропы в форме радуги вдоль склонов холмов - это дороги, по которым ходили дакини.

Продолжение следует …

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Балалаев С. «Тибет-Кайлас. Священные долины»

5.6.2. Восхождение на гору Пхакна

Через 300 метров, за перевалом Кхандро Санглам, начинается восточный склон горы Пхакна. Её относительно пологий склон как бы приглашает подняться по этой лестнице на вершину, которая является идеальным местом для медитации на Восточное Лицо Кайласа и Долину Жизни и Смерти. Однако лёгкость восхождения на Пхакну обманчива, в чём мы имели возможность убедиться.

...В некоторых местах подъём шел по сыпухе, а последняя треть — вообще находилась под глубоким снегом. Это был самый тяжелый участок пути. Снег к середине дня растаял и проваливался под ногами, иногда даже случалось проваливаться по грудь и с трудом выбираться на более плотный участок.

И то, что мы достигли вершины, казалось божественным благорасположением, которое наполняло нас счастьем и безграничной благодарностью за все, что мы видели испытывали, когда преодолевали препятствия. Это только углубило наше почтение ко всему Божьему Творению и самих поставило на путь исканий и со-творчества...

Восхитительный горный массив Гурла Мандхата поднимается к югу, а позади него лежит Главный Гималайский хребет - ближе к месту соединения Непала, Тибета и Индии. Ясно различимы пики Нампа, Апи, Сайпал и Дарчула.

Чаша ледника Полунг в Долине Жизни и Смерти лежит внизу, отмеченная вихрями, застывшими во льду и снегу. А прямо перед нами - треугольная пирамидоподобная вершина Кайласа. Именно, если смотреть из этой точки, поражает своей правильной треугольной формой. Там, где заканчивается треугольная грань Кайласа, начинается восточное ребро, ведущее к вершине. Глаз скользит по этой линии, доходит до вершины... А далее идет мощнейший толчок - вертикально вверх. Сознание уносится ввысь, в бесконечный Космос!.. И только вслед за этим приходит осознание, что ты летишь внутри себя, ты и есть Космос и вся Вселенная, все находится только внутри тебя самого...

Итак, мы на вершине горы Пхакна. Дух, которым мы являемся и кого являем, творит реальность на всех планах бытия. Казалось, что мы стоим в центре Вселенной, центре энергетической воронки, создаваемой двумя противозакрученными творящими силами, в потоке сотворяемой нами жизни. В этой точке прошлое, настоящее и будущее становится нашим Здесь и Сейчас. В этой точке полного баланса мы становимся Всем Что Мы Есть. Эта точка расположена в районе сердечной чакры. При фокусировании сознания в этом центре происходит переосмысление своей функции как воплощенного индивидуального сознания...

С этой вершины Кайлас с примыкающим к нему вогнутым каменным зеркалом вы­глядит как некое устройство. Правильные геометрические формы, пирамидоподобные и дугообразные горные образования просто поражают воображение!

Продолжение следует …

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Балалаев С. «Тибет-Кайлас. Священные долины»

5.7. Симметричная Долина

5.7.1. Восхождение к началу долины – южному каменному зеркалу Дхарма Кинг Норсанг

ВСимметричную долину можно попасть по ущелью, расположенному в 1,3 км южнее монастыря Зутрул Пхук по тропе внешней коры, а также от монастыря Гьянгдрак, если двигаться на восток через перевалы Шапдже Ла и Гево Ла.

Интересно, что у входа в Симметричную долину часто находится довольно много собак. Они являются своеобразными охранниками, которые не пускают туда чужаков. Мы слышали об этом от нескольких людей. Правда наша группа встретила такую собаку­ лишь один раз. Во время самого первого посещения этой долины она будто бы сопровождала нас, показывая дорогу.

Вначале долины встречаются пирамидки из камней и следы яков. Примерно через два километра от входа в долину начинается закругленный поворот почти на 90 градусов. Очень сильное по энергетике место.

Немного выше основания вогнутого каменного зеркала, обнимающего Симметричную Долину, есть удивительное треугольное озеро. Оно не просматривается из долины, но прекрасно проявлено на спутниковых фотографиях, сделанных в летний период, когда сходит часть снежного покрова. В этом озере совмещены два первоэлемента – огонь (треугольная форма) и собственно вода, образовавшаяся от таяния чистейшего снега и льда. Так как озеро находится на южной стороне каменного зеркала, и довольно большой объем воды вбирает солнечную энергию в дневное время, поверхность озера покрывается небольшой коркой льда только ночью. Вода в этом озере на­ходится в мощнейших энергетических потоках, циркулирующих в Симмет­ричной Долине, и поэтому структури­рована особым образом. Омовение в этом озере сильнейшим образом влия­ет на насыщение человека высокочас­тотными вибрациями.

Сверхней части западной горной гряды долины (в районе ледника) стекают потоки воды, но, странное дело, в нижней её части эти потоки пропадают. Возможно, существуют довольно большие пустоты под Симметричной Долиной, где эта вода может скапливаться.

Продолжение следует …

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...

×
×
  • Создать...